Владимир Минкин
Книга Реальности
79
Таким образом, реальность творится уже не по принципу линейной цепочки, а по
принципу перевёрнутой пирамиды. Если пирамиду перевернуть, то каждый уровень её
кладки будет опираться на совокупность предшествующих уровней с меньшим числовым
значением, а все уровни в целом – на вершину пирамиды. Этот образ, конечно, очень
условен, но он даёт понимание сути того, что бесчисленное многообразие мира покоится
на его внутреннем единстве. Что же представляют собой начальные уровни реальности,
рассматриваемые с этой точки зрения?
•
Дао рождает Одно
Дао
– это Беспредельность, Абсолют, ВНЕ-БЫТИЕ, то, что не обладает
существованием или несуществованием, не имеет названия, причин и следствий, но
является источником первой причины и приёмником последнего следствия.
Беспредельное не может быть изображено никаким символом, не может быть названо
никаким именем. Любое изображение есть указание пределов, любое имя есть нечто
отличное от другого имени. Но Беспредельное не ограничено никакими пределами и не
содержит сходств или различий с чем-либо. «Дао, которое может быть выражено словами,
не есть постоянное (истинное) Дао» – такова начальная фраза знаменитой книги.
Однако есть ещё одна книга, менее знаменитая и совсем короткая, содержащая в
себе, тем не менее, очень глубокий смысл. Это трактат «Тай Цзи Ту Шо» или «Объяснение
чертежа Великого предела» Чжоу Дуньи. Первая фраза этого трактата гласит:
«Беспредельное, а затем – Великий предел!» Видимо, начинать с главного – весьма
древняя традиция. Теперь мы видим, что представляет собой «Одно», рождаемое Дао.
Одно
– это Великий предел или Тай Цзи, первая причина и последнее следствие,
начало всех начал и конец всех концов. Великий предел – это потенциальный источник и
приёмник реальности, всякого бытия, Альфа и Омега. Таким образом, высказывание «Дао
рождает Одно» означает, что
Беспредельное производит Великий предел
.
Великий предел действительно есть одно, потому что в нём неразрывно соединено
то, что на следующем уровне мироздания станет раздельным. Это две стороны Великого
предела – Альфа и Омега, Единичность и Единство, Ян и Инь, врата реальности. Пока эти
врата остаются закрытыми, Ян и Инь представляют собой нечто вроде двусторонней
медали, не имея самостоятельного существования. Они как бы срослись спинами и не
могут начать двигаться, напоминая двуликого Януса (или Инуса).
Когда Дао рождает Одно, в этом Одном также содержится Дао, то есть в Великом
пределе содержится и Беспредельность. Дао присутствует на любом уровне мироздания,
но оно не имеет численного значения и, содержа в себе всё сущее, не поддаётся никакому
определению. Великий предел можно уподобить тождеству единицы и нуля, точки и
окружности. Врата Единичности соответствуют изначальной единице или точке, а врата
Единства – изначальному нулю или окружности. Великий предел можно также изобразить
известным на весь мир знаком «чёрной и белой рыбы». Врата Единичности, как источник
индивидуальной реальности – это «рыбы», вращающиеся по часовой стрелке. Врата
Единства, как источник всеобщей реальности, – это «рыбы», вращающиеся против
часовой стрелки.