Владимир Минкин
Книга Реальности
82
что она имеет точку перехода поверхностей друг в друга, в которой внутреннее и внешнее
сливаются воедино.
Это иллюстрация того, что происходит на уровне «Два рождает Три». Монада, или
Индивидуальное сознание символизируется сферой с центром «Я» и оболочкой «Всё», но
это статическое изображение. В динамике Индивидуальное сознание подобно дуплекс-
сфере, в которой «Я» соединяет внешнюю и внутреннюю реальности. С одной стороны,
мы постоянно воспринимаем окружающий мир, и через точку «Я»
внешнее проникает во
внутреннее
, изменяя состояние нашего сознания. С другой стороны, мы постоянно
испытываем какие-то переживания и реагируем на происходящее, в результате чего
внутреннее
через ту же точку «Я»
проявляется вовне
.
Что же касается Космического сознания, то и оно изображается в виде обычного
тора только статически. А динамически оно подобно тору Мёбиуса, в котором внешняя
поверхность также неразрывно соединена с внутренней. Тор Мёбиуса получается, если
равномерно сжимать обычный тор в направлении центральной точки до тех пор, пока края
его внешней поверхности не сольются друг с другом. За счёт этого слияния, в центральной
области тора Мёбиуса исчезают границы между внешним и внутренним, и мы снова
получаем непрерывную поверхность, хотя и более сложной формы. Таким образом,
Космическая реальность, или Всеобщее, не имеет точек разрыва на всём своём
протяжении, а содержит лишь точки соприкосновения внешнего и внутреннего, и какой
бы муравьед по ней ни ползал, он никуда не денется с подводной лодки.
***
Всё познаётся в сравнении – всё, кроме высшей Реальности. Разум не в силах
охватить это понятие, потому что его не с чем сравнить. Парадокс заключается в том, что
какая-либо часть реальности может быть правильно понята только через отношение этой
части к Целому, а о Целом очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Разум в
принципе не способен вместить Целостную Реальность, потому что наш аппарат
постижения сам по себе является лишь ограниченной частью Целого. Оставаясь этой
отдельно взятой частью, постичь Целостность невозможно, поэтому все великие учения
древности говорили о расширении индивидуального сознания до космического и об
отождествлении частного бытия с всеобщим. Только таким путём можно прикоснуться к
истинной Реальности и выйти за рамки ограниченных умственных представлений о ней.
Понятие объективной реальности подразумевает, что реальность рассматривается в
качестве объекта. Но кем? Для кого реальность может быть объектом? Только для
некоторого субъекта, который от неё
отделён
, в противном случае само понятие
объективности и субъективности теряет всякий смысл. А что может знать о Целом часть,
которая от него отделена? Только то, что следует из факта её отделённости, не более.
Поэтому любое мнение о реальности всегда останется субъективным. Самое интересное,
что субъективность восприятия реальности проистекает из попытки воспринять её
объективно!
До тех пор, пока реальность понимается как некий объект, будет
существовать и субъект, безуспешно пытающийся её постичь.
Но Истинная Реальность
не может быть субъективной, так как она не зависит от представлений о ней какого-либо
субъекта. Истинная Реальность не может быть и объективной, потому что она не является
каким бы то ни было объектом. Она является Всем, Целостностью, кроме которой ничего
не было, нет и не будет.
В главе о Человеке Вселенной мы упоминали, что рассматриваем себя самоё
именно с человеческой точки зрения. А кто мы такие для улитки на склоне, для облака в