Полуправда заела этот мир. Её пихают повсюду, когда не хватает фантазии придумать неправду. Её крутят как резиновую бабу, выбирая, с какой бы стороны поудобней пристроиться. От таких занятий у людей атрофировалась способность воспринимать мир обоими полушариями сразу, и бедных полуголовых инвалидов стало возможным убедить в чём угодно. Пользуясь этим, детей Божьих, пришедших на Землю для Обучения, Освобождения и Наслаждения, превращают в безликие народные массы, а при необходимости – в покорное пушечное мясо. На искажённом и ущербном миропонимании подавляющего большинства людей основаны экономика, политика и идеология, в какой бы стране ты ни жил. Но не только они. Практически в любой из духовных дисциплин царит всё то же беспросветное обрезание Истины.
Джордж Сантаяна сказал однажды: «Почти каждому мудрому изречению можно противопоставить обратное по смыслу, однако не менее мудрое». Так вот, трагедия нашей современности как раз в том и заключается, что односторонне мыслящим существам оба противоположных по смыслу высказывания представляются мудрыми. Линейный разум не готов принять тот факт, что любое одностороннее утверждение – это в лучшем случае полуистина, которая оборачивается ложью, когда её пытаются возвести в ранг безусловной Истины. Впрочем, хроническая болезнь одностороннего мышления охватила человечество с таких давних пор, что никто и не воспринимает её как болезнь, считая урезанный тип мировосприятия чем-то само собой разумеющимся. Вот, например, два противоположных взгляда на нашу высшую природу: первый характерен для последователей Георгия Гурджиева и Карлоса Кастанеды, а второй – для сторонников Ричарда Баха и Нила Дональда Уолша.
Первые говорят: «Совершенствование невозможно без тяжкого труда и постоянной борьбы. Нужно приложить неимоверное количество усилий, чтобы развить свою высшую природу, и ещё неизвестно, чем дело кончится. Если ты с этим не справишься, то исчезнешь навсегда».
Вторые убеждают: «Ты уже всё знаешь и должен лишь вспомнить. Твоя высшая природа совершенна и не нуждается в развитии. Нужно лишь дать ей возможность проявиться в полной мере. Ты вечен по своей сути и, что бы ты ни делал, ты никогда не исчезнешь». И то и другое звучит достаточно убедительно. Так кто же всё-таки прав?
Истинная природа человека, или наше духовное начало – это Высшее Я в окружении трёх духовных тел – Свободы, Мудрости и Любви.
Высшее Я – искра Божественного Духа – никогда не возникало и никогда не исчезнет. Оно само по себе совершенно, потому что является образом Совершенства, и развивать его незачем и нечем. В этом правота вторых.
Но для полноты своего проявления Высшее Я нуждается в инструментах, то есть в трёх духовных телах – Свободе, Мудрости и Любви. Если они будут неразвиты, то Божественная Искра не сможет одухотворить душу и тело, и человек останется несовершенным. В этом правота первых.
Как видишь, каждый по-своему прав. Ключ к пониманию – это объединение внешне противоположных по смыслу идей до Целостности. А Целостность есть сочетание Изменяющегося и Неизменного, Временного и Вечного, Индивидуального и Всеобщего.
Но значит ли это, что упомянутые нами учения при всей своей серьёзности не являются целостными? С позиции критиканства – так оно и есть, а с позиции конструктивного мышления – всё дело в том, как и для кого основатели этих учений расставляли приоритеты. А делали они это в первом рассмотренном нами случае, рассчитывая на тех, кто готов идти путём духовного восхождения, путём материализации духа. Ни в «Четвёртом пути» Гурджиева, ни в тольтекской магии Кастанеды не говорится чётко и ясно о перевоплощении душ и об изначально дарованном нам Творцом бессмертии. Но сделано это из чисто практических соображений. Зачем успокаивать искателя истины рассказами об индивидуальном бессмертии, если он, наслушавшись их, завалится на диван, оправдывая свои безволие и нерешительность глубокомысленными цитатами типа «У нас в запасе вечность»? Будет гораздо полезнее, если он, пусть и под страхом исчезновения своей индивидуальности, займётся практическим развитием данных ему от рождения способностей и выработкой качеств, необходимых продвинутой сущности. А уже потом, спустя годы напряжённой борьбы со своими слабостями и несовершенствами, он однажды поймёт, что всегда был и будет бессмертным, но теперь это бессмертие из потенциальной возможности стало для него Духовной Реальностью.
И то же самое справедливо во втором случае, то есть в отношении «Мессии» Баха и «Бесед с Богом» Уолша. Только здесь упор сделан на непосредственное пробуждение нашей истинной сущности через осознание её Божественной природы. Это путь нисхождения духа, путь одухотворения материи. Даже завалившись на диван или плавая в тихом океане офисного планктона, можно осознавать своё индивидуальное бессмертие, если это состояние превратилось для тебя из книжной мудрости в глубочайшее внутреннее переживание, в безусловный факт Духовной Реальности. И чем больше ты проникаешься этим состоянием, тем яснее становятся тебе возможности жизненного пути, и тем чаще приходят новые силы для реализации этих возможностей. А потом ты встаёшь с дивана, чтобы отправиться в свой собственный неисповедимый путь, но вовсе не для того, чтобы вступить в чей-то след. Эту дорогу ты видел и знаешь, куда она ведёт. Тебе туда не нужно, я уверен.
***
Чем ближе люди к Истине, тем ближе они друг к другу. Представь себе сферу, в центре которой находится Всеобщая Истина, а каждая точка поверхности которой – отдельный человек. Те, кого не удовлетворяют одностороннее мышление и обрезки со стола Истины, начинают углубляться в её поисках, постепенно приближаясь к центру сферы. При этом траектория движения каждого искателя будет уникальной, потому что сам он уникален и неповторим. А фактическое расстояние, отделяющее движущуюся точку от общего центра всегда оказывается больше радиуса сферы, так как движение по прямой в реальности искривлённого пространства невозможно. Но всё дело в том, что тот, кто уже немало прошёл по этому пути, приближается не только к центру сферы, а и к остальным искателям, движущимся к той же цели! Точки могут изначально располагаться на поверхности сферы совсем рядом, они даже могут в процессе движения тереться друг о друга день и ночь, но никогда не станут ближе, чем кожа, если их разделяет внутренняя пропасть. Чтобы перекинуть через неё мостик, нужно сознательно скорректировать траектории движения, а полностью преодолеть эту пропасть возможно только при достижении всеобщего центра.
И вот когда ты, спустя долгие годы поиска, труда и самоотречения, приблизишься к центру на достаточное расстояние, то увидишь, как навстречу тебе продвигаются искатели Истины из других районов сферы. Вы можете исповедовать непримиримые учения или принадлежать враждующим конфессиям, вы можете говорить на разных языках, но глаза того, кто, как и ты, тысячу раз умирал, чтобы один раз Родиться, никогда тебя не обманут. В них ты увидишь отражение Единой Истины, той, к которой сам всю жизнь стремился, и поймёшь, что иного пути к взаимопониманию и добрососедству на Земле не дано. Твоё отношение к ближнему лучше всего показывает, чему ты на самом деле научился в этой жизни. Чем ближе люди друг к другу, тем ближе они к Истине.
***
Лао-цзы сказал, что умеющий ходить не оставляет следов. Но и это, при всём, конечно, уважении к патриархам – полуистина. Умеющий ходить не оставляет следов, если не хочет. А если хочет, то оставляет, причём те, какие сочтёт нужным. В этом-то и заключается умение ходить по жизни: мастер сам решает, последует ли что-либо из его действий, и если да, то что именно.
Внешних учителей на пути может быть сколько угодно, но лучший из них – тот, кто поможет тебе понять, как найти Внутреннего Учителя. Я долго искал своего личного наставника, изучая всевозможные системы самосовершенствования, посещая лекции и практические занятия в различных школах, обучаясь на семинарах. А теперь я верю, что мой поиск окончен. Но не потому что я нашёл, в чей след вступить, а потому что понял, КТО решает, оставить след или нет. Чего и тебе от всего сердца желаю! Другое дело, что понять это не так-то просто, а жить исходя из своего понимания – и подавно.
Время – это срез Вечности, а пространство – срез Бесконечности, поэтому, когда ты проникаешься Духовной Реальностью, каждый осознанный тобой миг становится «Здесь и Сейчас». Истинное Счастье может быть только вечным, и мы постепенно обретаем его, складывая все осознанные мгновения в копилку своего духовного опыта. Пусть же твоя копилка наполняется и поддерживает тебя на жизненном пути, потому что этот опыт – единственное, что ты возьмёшь с собой, оставив на Земле свой последний след!
• • •
Расстроенная девушка пришла за советом к учителю и долго жаловалась на свою несчастную жизнь. Наконец, учитель перебил её и растолковал всё без обиняков.
– Большое спасибо, – сказала на прощание девушка, – только, по-моему, вы были несколько резковаты. Мир совсем не так уж плохо устроен!
– Мир устроен так же, как и два часа назад, – улыбнулся учитель, – но чтобы его разглядеть, приходится иногда навести резкость.
Copyright © 2014 Vladimir Minkin. All Rights Reserved.