Мир, к которому мы привыкли, наполнен такими сочетаниями понятий, как «приятно и полезно», «хлеба и зрелищ» и многими другими сладкими парочками. Пары, в том числе и полярные, прямо-таки заполонили сознание современного общества. Но вот вопрос: отражают ли они грани целостного опыта человека и человечества?
Нет, нет и ещё раз да! Первый раз – нет, потому что человек состоит не из двух начал, а из трёх – телесного, душевного и духовного. Второй раз – нет, потому что любые начала, взятые попарно, не дают полноты человеческих проявлений. Третий раз – да, потому что нужно лишь правильно понять универсальное действие троичности, и тогда всё встанет на свои места.
Удовлетворение необходимых потребностей, таких как выживание, пропитание и продолжение рода – это функции нашего телесного начала. Мыслительная деятельность, эмоциональные переживания и волевые устремления относятся к душевному началу. Но ведь мы обладаем ещё и духовным началом. И когда оно пробуждается, всё наше существо начинает стремиться к непознанному, обретать новые способности, искать гармонию в себе и вокруг себя. Пока Дух в человеке спит, спит и он сам, а что можно взять со спящего, кроме пижамы? Поэтому, братишка, не стоит удивляться, что в нашем дремлющем сознании от изначальной троичности остаются лишь разрозненные пары, да и то не всегда.
Заметь, что упомянутые нами парочки «приятно и полезно», «хлеба и зрелищ» касаются в основном потребностей тела и, до некоторой степени, души. Наша духовная природа здесь не затрагивается. Но существует и более возвышенная пара «обучение - наслаждение», о которой говорится в замечательной книге Ричарда Баха «Иллюзии».
***
Дон, странствующий мессия, задаёт Ричарду вопрос: «Зачем люди ходят на фильмы, если это всего лишь иллюзии?» Другими словами, зачем люди рождаются на земле, если пространство и время нереальны? И оказывается, что причин, вроде бы, всего две – ради забавы или ради новых знаний. Ну, или ради того и другого вместе.
Забаву или развлечение в общем случае можно отнести к наслаждениям. Ведь мы наслаждаемся тем, что нам нравится. Как восклицает Ричард: «Дон, мне нравится этот фильм, это что, плохо?» Ну а новые знания подразумевают обучение, приобретение значимого для нас опыта, в первую очередь, духовного. Вот и получается, что человек приходит в этот мир для обучения и наслаждения.
Хотелось бы вскользь заметить, что «нереальность пространства и времени» нельзя понимать буквально. Это было бы чистейшей воды идеализмом, а следовательно, опять-таки крайностью, уводящей от гармонии. Высшая Реальность сочетает в себе Вечность и Бесконечность. Время – это движение Вечности. Пространство – проекция Бесконечности. Отсюда пространство и время – это динамическая, частная сторона Высшей Реальности, но никак не иллюзия. Впрочем, это уже совсем другая история.
Сейчас нас интересует, можно ли свести весь земной опыт человека к обучению и наслаждению, как это предлагает Дон. Ну и как, по-твоему, можно? Не кажется ли тебе, что здесь чего-то не хватает? Что-то уж больно радужная картина вырисовывается – получай себе удовольствия, на досуге набирайся уму. А откуда же тогда все наши напасти? Ведь если бы этими двумя зайцами дело и ограничивалось, то все вокруг только и бегали бы с дискотеки в библиотеку и обратно! Но такого в реальной жизни не наблюдается, разве что в студенческие годы, да и то недолго. Хочешь не хочешь, а приходит день экзамена, когда обучаться уже поздно, а наслаждаться ещё рано. Ну так в чём же здесь загадка?
Ответ подсказывает сам Дон, когда говорит Ричарду: «И ты не обязан смотреть их фильмы, а они не обязаны смотреть твои. Это называется словом «свобода».
Вот именно, дорогой, свободы-то здесь и не хватает! Точнее говоря, она как бы подразумевается, но в основной список наших земных целей согласно «Иллюзиям» всё-таки не вошла. Это, кстати, очень характерный случай – мы часто считаем, что о чём-то само собой разумеющемся даже упоминать не стоит, а в результате упускаем главное.
Наслаждения и обучения недостаточно, мы приходим на Землю ещё и за свободой, а путь к ней называется освобождением.
Почему, спросишь ты, недостаточно? А вот скажи-ка, ты толчок когда-нибудь драил? Согласись, что наслаждение весьма сомнительное. Так может быть, это занятие должно чему-то обучить? До известной степени да, например, орудуя щёткой, можно воспитывать в себе смирение и спокойствие, а также тренировать неотождествление с внешней реальностью. Но если тебя заставляют чистить парашу в тысячный раз, то чему новому ты научишься, какие невиданные знания обретёшь? Никаких, конечно, и наслаждения тоже никакого, а делать приходится. Вот это и называется отсутствием свободы или вынужденной необходимостью.
Но, может быть, освобождение сводится некоторым образом к наслаждению и обучению? Что, если этих двух принципов всё-таки достаточно? К сожалению, друг мой, недостаточно.
Дело в том, что освобождение немыслимо без страданий и расставания с иллюзиями. Собственно говоря, процесс освобождения и заключается в избавлении от наших слабостей, иллюзий и проистекающих из них страданий. Просто наслаждаясь жизнью, свободу обрести невозможно. Ведь любое удовольствие рано или поздно приводит к пресыщению, а если не остановиться, то и к своей противоположности – к страданию. Но и простое обучение жизненным навыкам, тоже не принесёт свободы. Полученное знание нужно воплотить в реальную жизнь и сделать собственным практическим опытом, а для этого нужна огромная сила воли.
Скажи мне, что за наслаждение глухому от самой распрекрасной симфонии? Или ему надо чему-то обучиться через прослушивание? Но как он будет обучаться, если даже не заметит, включено ли радио? Глухой не имеет выбора, слушать или нет, так как не имеет слуха. И это отсутствие выбора, или отсутствие свободы, никак не связано с понятием наслаждения и обучения.
И вот здесь может возникнуть вопрос, даже несколько. А почему, собственно, мы не можем всё время наслаждаться? Ну, пусть не всё время, а достаточно долго? Почему люди век живут, век учатся, а помирают частенько дураками? И почему, наконец, мы никак не можем делать то, что нам угодно?
Да потому, дружище, что мы пока ещё не обладаем Свободой, Мудростью и Счастьем! А поскольку свято место пусто не бывает, нас заполняют слабости, иллюзии и страдания! Точнее говоря, в каждом человеке есть некоторое соотношение могущества и бессилия, прозрений и заблуждений, радостей и мук. Это соотношение и определяет то, насколько мы продвинулись по пути совершенствования.
Только ты имей в виду, что свобода и освобождение – не одно и то же. Свобода – это состояние, а освобождение – это процесс. Каким же образом они связаны?
Свобода – это состояние, достигаемое процессом освобождения. Но прийти к ней можно только через избавление от вынужденной необходимости.
Мудрость – это состояние, достигаемое процессом обучения. Но прежде, чем мудрость наполнит тебя, надо расстаться с привычными иллюзиями.
Ну а счастье – это состояние, достигаемое процессом наслаждения. Но чтобы стать счастливым, нужно пожертвовать своими страданиями.
***
Троичный путь ООН, которой мы проходим на Земле, включает в себя:
Обучение
Освобождение
Наслаждение
Вот тогда всё встаёт на свои места. Исходя из принципа троичности, согласно которому устроен человек, перед нами поставлены три основные задачи индивидуального развития. И решение этих задач определяет смысл жизни и цель развития каждого из нас.
Обучение – это обретение мудрости путём избавления от иллюзий.
Освобождение – это обретение свободы путём избавления от необходимости.
Наслаждение – это обретение счастья путём избавления от страданий.
Я проявляю Могущество, поскольку Бог предоставляет мне Свободу.
Я обретаю Мудрость, поскольку Бог предоставляет мне Истину.
Я становлюсь Счастливым, поскольку Бог предоставляет мне Благодать.
Copyright © 2014 Vladimir Minkin. All Rights Reserved.