Стр. 146 - КНИГА РЕАЛЬНОСТИ

Упрощенная HTML-версия

Владимир Минкин
Книга Реальности
146
рассудив, вынужден будет признать, что гармония звуков должна существовать, раз их
дисгармония оче-видна, точнее ухо-слышна.
Таким образом, ни утверждение абсолютной гармонии вокруг нас, ни утверждение
её абсолютного отсутствия не удовлетворяют критическому разуму. Что же остаётся?
Остаётся
относительная гармония
и возможность приближения к ней.
Собственно говоря, к тому же выводу можно прийти, вспомнив о математической
иррациональности золотого сечения. Ведь если десятичная дробь 1,618… в принципе не
может быть вычислена до последнего знака, уже один этот факт прямо указывает на то,
что
абсолютная Гармония в относительном мире недостижима.
С другой стороны,
значение числа
φ
может вычисляться с точностью до любого знака, и точность эта
ограничена только возможностями вычислителя. А это означает, что
относительная
гармония всегда достижима, исходя из наших возможностей.
***
Обычно мы считаем, что недостаток и достоинство – противоположные понятия. А
ведь в буквальном смысле противоположность недостатку – это избыток, а
противоположность до-стоинству, или «стоящему до» – то, что «стоит после», или после-
стоинство. Например, в немецком языке, слово Vorteil (достоинство) буквально означает
«до-часть», а слово Nachteil (недостаток) – «после-часть». Сама же «часть» – это то, в
пределах чего относительная гармония сохраняется.
Говорят, например: «У этого парня полно недостатков: он слишком горяч,
нетерпелив и безрассуден». Вроде бы всё понятно, но если приглядеться, мы увидим, что
недостатком
назван здесь
избыток
горячности и нетерпения. А ведь избыток горячности
можно с тем же успехом назвать недостатком хладнокровия, избыток нетерпения –
недостатком выдержки, а безрассудство, то есть недостаток рассудительности – избытком
решительности. Всё зависит от того, с какой стороны посмотреть на медаль.
А посмотрев на неё с обеих сторон, мы увидим, что даже самое возвышенное и
светлое, преломляясь во времени и пространстве, должно быть
уравновешено
и
проявляться в
меру
. Свобода, Истина и Любовь могут посеять в относительном мире не
только великое благо, но и великое зло, если их соотношение окажется не утверждённым
палатой мер и весов.
Недостаток Свободы – тяжкое бремя, но избыток Свободы может разорвать.
Недостаток Истины погружает во тьму, но избыток Истины может ослепить.
Недостаток Любви сковывает сердце льдом, но избыток Любви может сжечь.
Избыток приходящей извне свободы превращает человека в тирана, а
недостаток – в раба.
Избыток приходящих извне знаний превращает человека в схоласта, а
недостаток – в невежду.
Избыток приходящей извне любви превращает человека в эгоиста, а
недостаток – в мизантропа.