Владимир Минкин
Книга Реальности
148
ООН
Мир, к которому мы привыкли, наполнен такими сочетаниями понятий, как
«приятно и полезно», «хлеба и зрелищ» и многими другими сладкими парочками. Пары, в
том числе и полярные, прямо-таки заполонили сознание современного общества. Но вот
вопрос: отражают ли они грани
целостного
опыта человека и человечества?
Нет, нет и ещё раз да! Первый раз – нет, потому что человек состоит не из двух
начал, а из трёх – телесного, душевного и духовного. Второй раз – нет, потому что любые
начала,
взятые попарно
, не дают полноты человеческих проявлений. Третий раз – да,
потому что нужно лишь правильно понять универсальное действие троичности, и тогда
всё встанет на свои места.
Удовлетворение необходимых потребностей, таких как выживание, пропитание и
продолжение рода – это функции нашего телесного начала. Мыслительная деятельность,
эмоциональные переживания и волевые устремления относятся к душевному началу. Но
ведь мы обладаем ещё и духовным началом. И когда оно пробуждается, всё наше
существо начинает стремиться к непознанному, обретать новые способности, искать
гармонию в себе и вокруг себя. Пока Дух в человеке спит, спит и он сам, а что можно
взять со спящего, кроме пижамы? Поэтому, братишка, не стоит удивляться, что в нашем
дремлющем сознании от изначальной троичности остаются лишь разрозненные пары, да и
то не всегда.
Заметь, что упомянутые нами парочки «приятно и полезно», «хлеба и зрелищ»
касаются в основном потребностей тела и, до некоторой степени, души. Наша духовная
природа здесь не затрагивается. Но существует и более возвышенная пара «обучение -
наслаждение», о которой говорится в замечательной книге Ричарда Баха «Иллюзии».
***
Дон, странствующий мессия, задаёт Ричарду вопрос: «Зачем люди ходят на
фильмы, если это всего лишь иллюзии?» Другими словами,
зачем люди рождаются на
земле, если пространство и время нереальны
? И оказывается, что причин, вроде бы,
всего две – ради забавы или ради новых знаний. Ну, или ради того и другого вместе.
Забаву или развлечение в общем случае можно отнести к
наслаждениям
. Ведь мы
наслаждаемся тем, что нам нравится. Как восклицает Ричард: «Дон, мне
нравится
этот
фильм, это что, плохо?» Ну а новые знания подразумевают
обучение
, приобретение
значимого для нас опыта, в первую очередь, духовного. Вот и получается, что человек
приходит в этот мир для обучения и наслаждения.
Хотелось бы вскользь заметить, что «нереальность пространства и времени» нельзя
понимать буквально. Это было бы чистейшей воды идеализмом, а следовательно, опять-
таки крайностью, уводящей от гармонии. Высшая Реальность сочетает в себе Вечность и
Бесконечность. Время – это движение Вечности. Пространство – проекция Бесконечности.
Отсюда пространство и время – это динамическая, частная сторона Высшей Реальности,
но никак не иллюзия. Впрочем, это уже совсем другая история.
Сейчас нас интересует, можно ли свести весь земной опыт человека к обучению и
наслаждению, как это предлагает Дон. Ну и как, по-твоему, можно? Не кажется ли тебе,
что здесь чего-то не хватает? Что-то уж больно радужная картина вырисовывается –