Владимир Минкин
Книга Реальности
76
Реальность
Дао рождает Одно, Одно рождает Два,
Два рождает Три, Три рождает всё сущее.
(Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»)
Беспредельное, а затем
–
Великий предел!
(Чжоу Дуньи «Тай Цзи Ту Шо»)
У каждого народа есть своё священное писание, и в каждом писании содержатся
зёрна универсальной Истины. Исторически сложилось так, что эти зёрна оказались
разбросаны по всему свету, попробуй их теперь собрать! Народы севера и юга, запада и
востока доносят до нас в многочисленных откровениях что-то своё, уникальное, не
встречающееся в других культурах. Как будто кто-то нарочно устроил так, чтобы
разрозненные фрагменты Истины приходили к её искателям самыми различными путями.
Может быть, это должно научить нас с уважением относиться к тем, кто видит мир иначе,
чем мы. С другой стороны, всё знание мира, какие бы странные обличья оно подчас ни
принимало, проистекает из одного источника – Единой Истины. Когда мы вспоминаем об
этом, становится легче уловить дух вечности, даже если он скрывается за таинственными
хитросплетениями древних иероглифов.
Некоторые исследователи полагают, что авторство «Дао Дэ Цзин» по тем или иным
причинам приписывается Лао-цзы, тогда как действительным создателем священного
писания даосизма был другой человек или даже целая группа авторов. Что ж, дело давнее,
трудно теперь сказать, как оно было на самом деле. Но ведь когда речь заходит о поисках
универсальной Истины, не так уж и важно, кто именно из людей в очередной раз облёк её
в слова и донёс до нас. У Истины всегда был и будет только один автор – Творец. И чем в
меньшей степени описание реальности окрашено личностью конкретного человека, тем
оно вернее. В этом отношении фраза из «Дао Дэ Цзин», вынесенная в эпиграф,
представляет собой одно из зёрен универсальной Истины и содержит бездну смысла, к
пониманию которого мы постараемся приблизиться.
Дао рождает Одно, одно рождает Два, два рождает Три, три рождает всё сущее.
Каждое числительное здесь символизирует один из уровней реальности, а вся
формула в целом указывает порядок, согласно которому возникает мироздание. Основной
момент, который нам следует учесть, заключается в том, что эту формулу можно
понимать как
линейно
, так и
объёмно
.
Линейный разум привык к формулировкам типа «Авраам родил Исаака; Исаак
родил Иакова; Иаков родил Иуду…» Казалось бы, в этой причинно-следственной цепочке
всё просто: каждый последующий родитель производится непосредственно предыдущим.
Хотя, например, Вовочка из анекдота сделал отсюда вывод, что детей рожают папы, а не
мамы. Если же мы всё-таки допустим, что в создании ребёнка принимали участие двое
родителей, а не один, то цепочка несколько усложнится, но останется при этом
одноуровневой линейной последовательностью. Именно такой подход присущ
классической метафизике древнего Китая. Нисколько не умаляя великие достижения
восточной философии, выразившиеся в очень детальной и продуманной концепции
последовательного развёртывания уровней мироздания, заметим всё же, что для
современного понимания проблемы необходим новый подход. Но прежде чем мы
обратимся к нему, вспомним, что говорит нам классика.