Стр. 77 - КНИГА РЕАЛЬНОСТИ

Упрощенная HTML-версия

Владимир Минкин
Книга Реальности
77
Вначале не было ничего, кроме Дао, никакой вселенной, никакого бытия, только
хаос, непроявленное, тождество Всего и Ничего, Беспредельное (У Цзи). Затем Дао
разделяет себя на Всё и Ничто, на изменяющееся и неизменное, и из непроявленного
возникает первичное проявление, из Беспредельного образуется Великий предел (Тай
Цзи). В Великом пределе слиты воедино мужское и женское начала – Ян и Инь. Когда
Великий предел разделяет себя на Ян и Инь, эти две силы начинают проявляться как
активность (сплошная черта) и пассивность (прерывистая черта). Взаимодействие двух
сил производит четыре символа: большой Инь (две прерывистые черты, зима), малый Ян
(сплошная черта над прерывистой, весна), большой Ян (две сплошные черты, лето), малый
Инь (прерывистая черта над сплошной, осень). Четыре символа развиваются в восемь
триграмм (Ба Гуа), а взаимодействие восьми триграмм приводит к образованию
шестидесяти четырёх гексаграмм «Книги Перемен» («И Цзин»). Гексаграммы состоят из
шести сплошных и прерывистых черт, расположенных одна над другой во всех
возможных комбинациях. Каждая гексаграмма символизирует один из этапов развития
мироздания, а упрощённо – одну из жизненных ситуаций.
Происхождение символов, ставших основой «Книги Перемен», китайская традиция
относит к началу третьего тысячелетия до нашей эры. «И Цзин», несомненно, является
самым величественным творением духовной культуры Китая, одним из тех самых
священных писаний, которые мы упоминали в начале главы. И хотя «Книга Перемен»
хранит не одну тайну, основная её загадка заключается в последовательности гексаграмм.
Известны две канонические последовательности, авторами которых считаются
легендарный мудрец Фу Си, отождествляемый также с Гермесом Трисмегистом, и
основатель династии Чжоу Вэнь-ван. Существуют также два альтернативных порядка
гексаграмм: «мавандуйский» и «система дворцов» Цзин Фана. В первом случае
гексаграммы образуются путём комбинирования верхних и нижних триграмм в порядке
Фу Си. Во втором случае гексаграммы группируются перевёрнутыми или инверсными
парами при отсутствии видимой закономерности чередования пар. В третьем случае
выделяются восемь серий гексаграмм с одинаковыми верхними триграммами. В четвёртом
случае происходит поочерёдное изменение черт в позициях, но эта связь работает только
для сорока восьми гексаграмм. Графически наборы гексаграмм изображаются в виде
квадратичной матрицы или по кругу, но во всех четырёх случаях последовательность
гексаграмм остаётся
линейной
, а картина мира, отображаемая ими, сохраняет
статичность
.
Есть древняя легенда, согласно которой гексаграммы в изначальном порядке были
нанизаны на бечёвку, но её перегрызли мыши, и этот порядок оказался утерян. Долгие
века исследователи ломают головы над тайной «Книги Перемен», пытаясь обнаружить
новые математические закономерности в дошедших до нас последовательностях
гексаграмм. Некоторые закономерности известны издревле, другие удалось найти
сравнительно недавно с применением современного математического аппарата, но до сих
пор, как это ни парадоксально, «Книгу Перемен» с её тысячелетней историей продолжают
рассматривать и интерпретировать линейно. Да, можно разбивать гексаграммы на две
триграммы или три диграммы, можно переворачивать гексаграммы парами, пытаясь найти
в чередовании пар скрытый смысл, можно даже использовать символы «Книги Перемен»
для гадания; и хотя всем этим люди занимаются не одно тысячелетие, «И Цзин» содержит
в себе нечто большее. Произвольные манипуляции с гексаграммами иногда напоминают
игру с калейдоскопом, в котором каждый раз возникают своеобразные узоры, но видим-то
мы лишь отражения зеркальных стёкол, а не то, что есть на самом деле.
«Книга Перемен» – это не только основа двоичной системы счисления или оракул,
предсказывающий судьбу. В первую очередь, «И Цзин» представляет собой